?

Log in

No account? Create an account
Лингвистическая задача - Заметки на полях — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
Инга Кесс

[ website | Растрепанный Блокнот ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Лингвистическая задача [июл. 29, 2006|08:20 pm]
Инга Кесс
[Tags|]

Даны китайские иероглифы, причем каждый приведен в двух вариантах: древнем и современном (варианты одного иероглифа могут стоять не подряд).

23,71 КБ

Значения иероглифов (в другом порядке): глаз, грохот, рыба, солнце, роща, отдыхать, колесница, человек, светлый.
Задание 1. Определите, какие иероглифы представляют собой варианты одного иероглифа.
Задание 2. Определите, какие иероглифы имеют современный, а какие - древний вид.
Задание 3. Определите, каково значение каждого из иероглифов.

Из сборника "Лингвистические задачи" (М.: "Просвещение", 1983. Авторы-составители: В.М. АЛПАТОВ, А.Д. Вентцель, Б.Ю. Городецкий и др.)
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: yols
2006-07-29 04:50 pm
Задание 2. Древние те, которые больше похожи на рисунки, т.е. 2-7, 10-14, возможно 17. Может быть приписал лишнего к древним. Но принцип такой. Относительно современные: 1, 8, 9, 15, 16, 18 - меньше похожие на рисунки.
Задание 3. Солнце, как мне кажется, это 5. Глаз, понятно, 3. Роща 10... Тут разбираться надо.
Задание 1. Варианты одного: 1 и 10, 2 и 16, 3 и 11, 7 и 14, 6 и 15... Разобраться, если посидеть и подумать, можно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ingakess
2006-07-29 05:18 pm
"Относительно современные: 1, 8, 9, 15, 16, 18 - меньше похожие на рисунки."

Да :)

"Может быть приписал лишнего к древним."

Три лишних иероглифа. Их же всего 9 древних и 9 современных, они парами идут :).

"Солнце, как мне кажется, это 5."

Нет.

"Глаз, понятно, 3."

Да :). Он из всех древних иероглифов больше всего похож на то, что изображает...

"Варианты одного: 1 и 10," - да,
"...2 и 16, " - нет,
"3 и 11" - нет, но это становится понятно только после того, как начинаешь основательно разбираться... а вообще мне показалось интересным, что в китайском языке эти два слова "однокоренные" :) ;
"7 и 14" - это не варианты одного иероглифа, это слова "однокоренные", если так можно сказать (в китайском языке);
"6 и 15" - нет.

Правда, когда я эту задачу решала, я знала значения иероглифов 1, 12, 13 (какое-то время назад заинтересовалась китайским языком, хотя до нормального изучения языка так и не дошла :)). Но ее можно решить и без этих знаний, просто сопоставляя иероглифы друг с другом :).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yols
2006-07-29 05:26 pm
Тогда все еще проще - солнце это круг, т.е. 11.
А рыба 14 (или 7)?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ingakess
2006-07-29 05:39 pm
"солнце это круг, т.е. 11" - да
"рыба 14 (или 7)?" - ни то, ни другое :). Лично я с рыбой провозилась дольше всего :). Я ее вычислила методом исключения - когда определила значения всех остальных иероглифов. Хотя потом посмотрела в решение - ход мыслей сравнивала с собственным... так там иероглиф "рыба" расшифровывается одним из первых. Цитирую: "По внешнем сходству можно предположить, что 11 - солнце, ... - глаз, ... - рыба". Это первая строчка в той части решения, в которой определяются значения иероглифов! Видимо, кому-то легко увидеть это внешнее сходство, а для кого-то (например, для меня) оно очевидным не оказалось :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yols
2006-07-29 05:30 pm
Думаю, варианты одного это: 5 и 16, 6 и 17.
А также - 2 и 11, 3 и 12, 4 и 13 :)) и наконец 7 и 18.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ingakess
2006-07-29 05:47 pm
"варианты одного это: 5 и 16" - да,
"6 и 17" - нет,
"2 и 11" - да,
"3 и 12" - ?? - нет,
"4 и 13 " - нет,
"7 и 18" - да.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ex_cognaccon77
2006-07-29 05:12 pm
Глаз - 3,13
Грохот - 8, 17
Рыба 6, 9
Солнце - 2, 11
Роща - 1, 10
Отдыхать 7, 18
Колесница 5, 16
Человек 12, 14
Светлый 4, 15
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ingakess
2006-07-29 05:32 pm
Да, но, как мне кажется, Вы это просто знаете :). Без решения :). Если Вы не против, я Ваш комментарий пока скрою :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: ex_cognaccon77
2006-07-29 06:11 pm
Конечно, не против. Но учитывая современную популярность китайского языка, такие задачи надо давать на примере древнеегипетского, что ли )))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ingakess
2006-07-29 09:36 pm
Задачи на древнеегипетском в книге тоже были, но очень плохое качество печати, я побоялась, что не отсканируется :). Впрочем, там и других языков много :). Я вот сейчас сидела и решала задачи на суахили, арабском и индонезийском :). Их, кстати, выложить здесь проще - там никаких иероглифов, все записано латинскими буквами или в русской транскрипции :).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avshukan
2006-07-30 05:29 am
Я, правда, изначально знал, что 6 - человек, но остальное - моё предположение...
</tr> <td>Грохот</td> <td>8</td> <td>15</td> </tr> </tr> <td>Рыба</td> <td>3</td> <td>14</td> </tr> </tr> <td>Солнце</td> <td>5</td> <td>11</td> </tr> </tr> <td>Роща</td> <td>1</td> <td>10</td> </tr> </tr> <td>Отдыхать</td> <td>7</td> <td>18</td> </tr> </tr> <td>Колесница</td> <td>9</td> <td>13</td> </tr> </tr> <td>Человек</td> <td>6</td> <td>12</td> </tr> </tr> <td>Светлый</td> <td>17</td> <td>4</td> </tr>
Слово Старый Молодой
Глаз 16 2
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: avshukan
2006-07-30 05:32 am
Слово Старый Молодой
Глаз 16 2
Грохот 8 15
Рыба 3 14
Солнце 5 11
Роща 1 10
Отдыхать 7 18
Колесница 9 13
Человек 6 12
Светлый 17 4
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ingakess
2006-07-30 09:59 am
"Глаз 16 2" - ни то, ни другое.
"Грохот 8 15 " - один из двух иероглифов действительно "грохот" :).
"Рыба 3 14" - ни то, ни другое.
"Солнце 5 11" - один из двух иероглифов действительно "солнце".
"Роща 1 10" - почти так. Старый и новый иероглифы нужно поменять местами.
"Отдыхать 7 18" - совершенно верно :).
"Колесница 9 13" - ни то, ни другое. Кстати, если ориентироваться на внешнее сходство (а не на то, из каких отдельных элементов состоит иероглиф", по-моему, иероглиф 9 меньше всего похож на то, что он изображает :).
"Человек 6 12" - "12" верно, а "6" - нет.
"Светлый 17 4" - один из двух иероглифов действительно "светлый".

Что касается отнесения иероглифов в группу "старые"/"молодые": в каждом столбце из 9 иероглифов 5 попали в правильную группу. При этом из 5 старых иероглифов один указан с правильным значением, а 4 - действительно старые, но означают другие слова. Из 5 новых иероглифов с правильным значением указаны два, а три - действительно новые, но означают что-то другое :).

Я эту задачу начала решать не с первого, а со второго задания - мне так показалось проще. Сначала определить, какие иероглифы древние, а какие - современные. Сейчас эту задачу решать проще, чем когда ее придумывали, потому что сейчас китайских иероглифов в самых разных местах просто немеряно :). Кто-то в китайский ресторан ходит, а кто-то китайские товары покупает... в общем, легче опознать современные иероглифы. Но даже если никогда на китайские иероглифы внимания не обращать до начала решения этой задачи, можно эти иероглифы разделить на две группы по написанию. А потом логическим путем, зная, что лень - двигатель прогресса :), определить, какая из этих груп - древние иероглифы, а какая - современные. (Правда, я не знаю, точно ли лень сподвигла когда-то китайцев изменять свою письменность именно в таком направлении; скорее, естественное стремление облегчить себе жизнь. Правда, с современной европейской точки зрения они, наверное, себе жизнь только усложнили :). Но изменение внешнего вида букв европейских алфавитов, насколько я знаю, шло в каком-то смысле по тому же пути, что и изменение китайских иероглифов).

Если определить, какие иероглифы древние, а какие - современные, по-моему, будет легче правильно расставить их в пары. Правда, кажется, составители сборника задач считали иначе: они сочли, что проще сначала объединить в пары, а потом думать над тем, каков был принцип изменения иероглифов с течением времени...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ingakess
2006-07-30 09:59 am
6 - это-таки не человек :).
Впрочем, когда я только начала решать эту задачу, я тоже приняла этот иероглиф за древнее написание иероглифа "человек" (современное написание я знала).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: litnet
2006-07-30 10:49 am
Так если 7 и 18 - отдыхать, а 1 и 10 - роща, один человек - 12, то второй иероглиф человека - 14? (Человек отдыхает у дерева.)
Если Солнце 2 и 11, то светлый 4 и 15? (Много Солнца.)
5 и 16 - колесница? (Вид сверху.)
8 и 17 - грохот? (Много колесниц - шум.)
3 и 13 - глаз? (Хотя квадратный глаз - страшновато...)
6 и 9 - рыба? (Хотя 6 больше на черепашку смахивает, чем на рыбу, а 9 - просто осталось...)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: ingakess
2006-07-30 11:33 am
Браво! :)
Все именно так! :)

У меня был примерно тот же ход мысли, только я не догадалась, почему иероглиф "колесница" выглядит именно
так. Хотя вот сейчас посмотрела в одной книжке о происхождении иероглифов - да, именно так этот иероглиф и был образовае... А насчет рыбы я дооолго думала :). Да, как-то не очень она на рыбу похожа, но методом исключения
остается только этот вариант :).

Комментарий пока скрою - вдруг еще кого-то эта задача заинтересует :).
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: litnet
2006-07-30 11:34 am
:) Ура!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-02-20 01:52 pm
А открытых ответов не будет?)))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ingakess
2008-02-20 06:21 pm
Открыла :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2009-12-22 03:43 pm
13 глаз
(Ответить) (Parent) (Thread)